Чем в более загрязнённой транспортными выбросами среде живёт беременная женщина, чем выше риск рождения у неё ребёнка с аутизмом.
Окружающая среда особенно важна во время третьего триместра. Таковы выводы были озвучены в исследовании, опубликованном в октябрьском выпуске журнала Epidemiology.
Учёные начали изучать влияние окружающей среды на развитие ребёнка около десятилетия назад. В настоящее время уже четыре исследование выявили связь между автотранспортными выбросами и аутизмом ― нарушением развития, характеризующимся трудностями в коммуникации и патологически цикличными действиями.
По мнению главного автора новейшего исследования, д-ра эпидемиолога Эми Калкреннер, данные звучат убедительно.
За последние 20 лет уровень расстройств аутистического спектра резко возрос. Некоторые считают, что этот рост объясняется улучшением понимания аутизма и возможностью выявлять его симптомы. Но в любом случае, очевидно, что это распространённое заболевание. Например, в США 1 ребёнок из 68 имеет симптомы расстройств аутистического спектра.
Большинство специалистов сходятся во мнении, что экологические факторы играют некоторую роль в развитии аутизма, но они не являются единственной причиной. Калкбреннер уверена в правильности своего открытия, но, по её словам, оно не означает, что автомобильные выхлопы усиливают риск болезни у всех.
«Любое нарушение здоровья не вызвано одной причиной. Это значит, что для некоторых детей загрязнение воздуха может стать последним звеном в веренице причин, вызывающих заболевание», ― говорит она.
Химический состав воздуха
Исследование состава воздуха довольно сложное, и большая часть работы учёного заключена в отсекании альтернативных причин болезни. Предыдущие исследования, изучавшие связь аутизма и транспортного загрязнения, сосредоточили внимание на конкретных веществах, содержащихся в выхлопах, в частности на диоксиде азота. В свою очередь Калкбреннер изучала воздушные частицы.
Американское агентство по защите окружающей среды выделяет два вида загрязняющих частиц. Твёрдые примеси (PM10) имеют размер меньше 10 микрометра в диаметре, мелкие примеси (PM2.5) ― меньше 2,5 микрометра.
В своём исследовании Калкбреннер использовала данные регистраторов загрязнений по всей Америке, которые фиксируют эти два вида частиц. Регистраторы снимают показания каждый день или даже каждый час, в результате Калккеннер получила график загрязнений в конкретных местах.
Эти данные дали учёным более точную информацию о загрязнении воздуха, чем в прошлых исследованиях. Однако они всё равно имели некоторые недочёты. Например, в выхлопных газах больше частиц PM2.5, опыты на животных показали, что именно они чаще приводят к нарушениям развития мозга. Но регистраторы загрязнений, которые Калкбреннер использовала за годы своих исследований, не разделяют твёрдые и мелкие частицы.
В отличие от предыдущих анализов Калкбреннер изучила показатели в двух разных местах, в Калифорнии и Северной Каролине, чтобы увидеть, сохранится ли связь между аутизмом и загрязнениями, в разных климатических условиях и при различном составе воздуха.
Вопросы без ответов
При сравнении состояния 164 500 детей с уровнем загрязнения выяснилось, что у матерей, живших в более загрязнённой среде, чаще рождались дети с аутизмом. Учёные также выяснили, что во время 31-36 недели беременности эмбрион наиболее восприимчив к воздействию загрязнённого воздуха.
В других исследованиях отмечается сильное влияние загрязнения на неврологическое развитие ребёнка во время третьего триместра. Одно из возможных объяснений: на этом сроке плод проходит через сложный процесс формирования конфигурации синаптических связей, при нарушении этих связей возникает аутизм.
Главная загадка: какое именно из веществ, содержащихся в автотранспортных выхлопах, вызывает аутизм.
В автомобильных выхлопах десятки токсичных веществ. Поскольку после выхлопа эти вещества подвергаются воздействию солнечного света, смешиваются с воздухом и друг с другом, образуются новые соединения, общая картина становится ещё сложнее.
«Вероятнее всего речь идёт о совместном действии двух или нескольких веществ, ― говорит Калкбреннер. — Группы нескольких веществ могут вести себя совсем по-другому, чем одно изолированное вещество».
Калкбреннер часто задают вопрос: пока эти вредные вещества не выявлены, что должна делать женщина во время беременности, чтобы избежать потенциальных проблем?
«К сожалению, я не думаю, что один человек сам по себе что-то может сделать, ― говорит она. — Это большая проблема общего здравоохранения. Люди должны работать совместно, чтобы решить эту проблему».