Выxoд нoвыx кoмпьютeрныx игр, а также активное продвижение 4K-разрешения позволяют таким технологиям, как NVIDIA SLI и AMD CrossFire, вновь заявить о себе.
В рамках этого материала вы познакомитесь с эффективностью работы массива из трех топовых видеокарт GeForce GTX 980. Для повестке дня: покорение новых игр в Ultra HD на самых максимальных настройках качества графики; выявление плюсов и минусов работы технологии 3-Way SLI; мнение целесообразности применения такого решения.
Где купить?
- NVIDIA GeForce GTx 980 в MEGABiT: 28 330 р.
Не так давно мы изучали эффективность работы SLI на примере двух GeForce GTX 980. Технология показала себя очень хорошо, продемонстрировав хорошую оптимизацию в современных играх.
Однако даже использование пары топовых адаптеров не позволило в ряде случаев получить играбельный FPS в Ultra HD разрешении. Что же, попробуем покорить эту вершину.
3-Way SLI — возможности и ограничения
Прежде чем перейти непосредственно к анализу результатов тестирования, давайте поговорим о «подводных камнях» данной технологии. На самом деле, ограничений у 3-Way SLI предостаточно. Первый аспект — финансовый. 3-Way SLI поддерживают только топовые 3D-акселераторы. А это значит, что покупка сразу трех устройств, как говорится, влетит вам в копеечку.
Плюс придется изрядно вложиться и в остальные комплектующие. Например, система на базе набора логики Z87/Z97 Express обладает отличной общей производительностью, однако даже ее будет недостаточно для 3-Way SLI, потому что процессоры Haswell имеют встроенный контроллер PCI Express всего на 16 линий.
Плата без дополнительной логики сможет в лучшем случае работать с тремя видеокартами по схеме х8+х8+х4. Так что это не вариант. Необходимо либо искать «маму» с мостом PLX (наглядный пример — MSI Z97 XPOWER AC стоимостью 16 000 рублей, схема работы — x16-x8-x8), либо обратиться к более дорогой, но производительной платформе X99 Express.
Второе ограничение, которое уже непосредственно влияет на производительность, относится к оптимизации драйверов и игровых приложений. Приведу цитату, размещенную на официальном сайте компании: «Технология NVIDIA SLI — это революционная платформа, позволяющая гибко изменять графическую производительность путем объединения нескольких графических решений NVIDIA в одной системе на базе SLI-сертифицированной материнской платы. Используя собственные программные алгоритмы и специальную логику масштабирования в каждом GPU, технология SLI предлагает двукратное увеличение производительности с 2-мя платами и 2.8-кратное с 3-мя в сравнении с одиночным графическим решением.» То есть сам производитель заявляет о том, что 3-Way SLI не даст трехкратного преимущества в сравнении с одной видеокартой.
Похвально, ибо компания не врет. Однако стоит учитывать, что и аппетитные 2,8 крат могут быть достигнуты далеко не во всех играх, а также далеко не во всех режимах. Наше тестирование — отличное тому доказательство. А ведь есть еще Quad SLI…
Третье ограничение — небезграничные возможности остального железа. В первую очередь это относится к процессору. С увеличением количества GPU в системе нагрузка на него очень сильно увеличивается. А потому может появиться эффект процессорозависимости, который, как правило, материализуется в виде «застывания» уровня быстродействия на определенном уровне. Особенно это ограничение заметно в легких режимах, например, в разрешении Full HD.
NVIDIA GeForce GTX 980
Тестовый стенд
Для изучения эффективности работы технологии 3-Way SLI я использовал подходящий для этих целей тестовый стенд, так как процессоры Haswell-E вкупе с системными платами на чипсете X99 Express могут похвастать поддержкой сразу 40 линий PCI Express 3.0.
Конкретно материнка ASUS X99-PRO поддерживает массивы из трех видеокарт AMD/NVIDIA по схеме х16+х16+х8. Такой пропускной способности достаточно, чтобы не считать плату узким местом в системе.
Итак, тестовый стенд:
- Процессор: Intel Core i7-5960X @4,5 ГГц
- Процессорный кулер: ENERMAX LIQTECH 240
- Материнская плата: ASUS X99-PRO
- Видеокарта: 3x NVIDIA GeForce GTX 980
- Накопитель: OCZ Vertex 3, 360 Гбайт
- Блок питания: LEPA G1600, 1600 Вт
- Периферия: Samsung U28D590D, ROCCAT ARVO, ROCCAT SAVU
- Операционная система: Windows 8.1 х64
Анализ игровой производительности
Как всегда, изучать производительность видеокарт я начну с анализа уровня FPS. Для этого я взял несколько популярных современных игр, которые имеют достаточно высокую ресурсоемкость.
Были выбраны наиболее тяжелые сцены, тестирование производилось в трех разрешениях: мейнстримовом 1920х1080 (Full HD), расширенном 2560х1440 (WQHD) и сверхтяжелом 3840х2160 (Ultra HD). На графиках ниже на протяжении определенного отрезка времени показан ежесекундный уровень FPS.
Минимальное и максимальное значения выделены отдельно. По среднему FPS будет проводиться сравнение с остальными видеокартами. Допустимым уровнем комфортного времяпрепровождения будем считать показатель 30 FPS. Отдельное внимание в данной статье уделено новинкам Ubisoft: Assassin’s Creed: Unity и Far Cry 4.
Комфортный уровень FPS в 4K-разрешении достигается уже с использованием двух графических адаптеров GeForce GTX 980. Третья видеокарта позволяет производительности не просаживаться ниже отметки 50 FPS.
Интересно другое. В Full HD максимальный потолок уровня быстродействия составляет ровно 200 FPS. Можно было бы сетовать на эффект процессорозависимости, но уж больно ровно идет график. Скорее всего, в Battlefield 4 на программном уровне установлено ограничение в 200 кадров в секунду. А ведь V-Sync был выключен!
А вот в Bioshock Infinite нет такого ограничения! А потому уровень FPS в разрешении Full HD спокойно достигает отметки 400 FPS. В некоторых местах желтая и голубая линии сходятся. А это значит, что технология SLI активировалась не на всем участке тестовой сцены.
Первое серьезное испытание для 3-Way SLI. При заданных нами настройках дуэт GeForce GTX 980, как видно из графика, не справился с игрой в 4K-разрешении. А вот три графических адаптера наконец-то выдали заветные 30 FPS!
А вот и первые признаки процессорозависимости. В Full HD и WQHD демонстрируются очень схожие результаты. Вот средний FPS: 97,64 кадров в 1080p и 96,44 кадров в 1440p. Зато в Ultra HD наблюдается очень хороший прирост. И если с двумя видеокартами гейминг при заданных настройках качества графики можно назвать условным, то с 3-Way SLI — реальным, ибо FPS не проседает ниже 47 единиц.
Еще один примечательный факт: уровень FPS в Far Cry 3 с применением технологии 3-Way SLI стал менее стабилен. Так, амплитуда FPS в разрешении Full HD составляет ни много ни мало 73 FPS. Это очень много. А вот с применением двух видеокарт в аналогичном режиме — всего 41 FPS. Отсюда напрашивается вывод: 3-Way SLI из трех GeForce GTX 980 абсолютно бесполезен для столь легких режимов.
Продолжим разговор о бесполезности 3-Way SLI. Но теперь на примере GRID 2. Ситуация, в принципе, та же: в Full HD и QWHD уровень FPS практически идентичен. Интересно, что на грани процессорозависимости находится и режим Ultra HD. Количество кадров уж очень высоко, прямо глаз радуется.
Игра нетребовательна, поэтому в таких результатах нет ничего удивительного. Очень близки к эффекту процессорозависимости и две GeForce GTX 980.
Metro: LL может стать в один ряд с Crysis 3. Даже сегодня она способна довольно сильно нагрузить любую систему. К этому добавим низкий уровень оптимизации 3-Way SLI под эту игру. Посудите сами: в разрешении Ultra HD в сравнении с двумя видеокартами уровень FPS подрос, но не настолько, чтобы гейминг при заданных настройках качества графики можно было бы назвать комфортным: среднее количество кадров в SLI — 27,47; среднее количество кадров в 3-Way SLI — 31,57. Прирост составил чуть больше 4 FPS, или 15%.
Познакомимся с уровнем производительности новинки — игры «Средиземье: Тени Мордора». Она неплохо оптимизирована под SLI и 3-Way SLI. Однако игра не ставит серьезных задач перед GeForce GTX 980. Даже одна видеокарта выдает в 4K-разрешении при максимальных настройках качества графики условно играбельную частоту кадров.
Игра Ryse: Son of Rome, как известно, создана на базе движка СryEngine 3. То есть она работает на тех же мощностях, что и Crysis 3. А потому неудивительно, что при максимальных настройках качества графики игра потребляет очень много ресурсов.
В Thief есть встроенный бенчмарк. И он немного странноватый. А именно в начале заскриптованной сцены во всех разрешениях наблюдается просадка FPS. Затем бенчмарк как бы раскочегаривается, и частота кадров начинает уверенно ползти вверх. В сравнении с SLI массив из трех видеокарт демонстрирует больше кадров в секунду. Однако в Full HD и WQHD опять происходит наслоение линий друг на друга. Ресурсоемкость у Thief не столь высока. Даже в Ultra HD наблюдается очень высокий уровень FPS.
Tomb Raider — это эталон оптимизации. Посмотрите на графики. Во-первых, эффекта процессорозависимости не наблюдается. Во-вторых, в зависимости от количества видеокарт в системе FPS растет практически пропорционально. Во всех разрешениях!
С применением SLI-массива из двух GeForce GTX 980 при заданных нами настройках гейминг в 4K можно было назвать условно комфортным, так как частота периодически проседала ниже отметки 25 кадров в секунду. С тремя видеокартами, объединенными в 3-Way SLI, уровень FPS заметно подрос.
Итак, время подвести промежуточные итоги:
Гейминг в Full HD — отлично. По большому счету 3-Way SLI — это бесполезная технология для данного режима. Для обеспечения комфортного уровня FPS в абсолютном большинстве случаев хватит и одной GeForce GTX 980.
Гейминг в QWHD — отлично. Три видеокарты выдают отличную производительность, однако ситуация повторяется, ибо разница в разрешении не столь существенная, как, например, между 1080p и 2160p. В большинстве случаев хватит и «обычного» массива из двух GeForce GTX 980. Во многих — и одной такой видеокарты.
Гейминг в Ultra HD — отлично. 4K-разрешение — вот стезя 3-Way SLI, собранной на базе трех топовых видеокарт. Именно наличие такого количества GeForce GTX 980 позволяет в большинстве случаев комфортно играть даже при самых максимальных настройках качества графики. В сегодняшнем тесте исключением из правил, пожалуй, стала Metro: Last Light.
У читателя может возникнуть резонный вопрос: «А зачем связки видеокарт тестируются в столь тяжелых условиях?». Однако целью этого материала служит определение именно потолка быстродействия. Логично, что снижение настроек качества графики приведет к росту частоты кадрирования.
Во-вторых, при покупке топовой видеокарты (тем более трех) играть с более низкими настройками качества графики — это какое-то кощунство.