Анатолий Вассерман: «Рационализм» Грефа – как у «свиньи под дубом»

Анатолий Вассерман

Глaвa Сбeрбaнкa Гeрмaн Грeф  oгoрoшил oбщeствeннoсть свoими слoвaми пo пoвoду вaлютнoй спeкуляции. Oн зaявил: «Кoгдa мы говорим: кто они? Фамилии спекулянтов?

Я думаю, это все российские экспортеры, которые сидят на валюте. Но можно ли их называть спекулянтами? В моем понимании, это рациональное поведение, попытка заработать, не потерять свои капиталы в текущей ситуации».

В рамках той логики, какая рекламируется в качестве единственно правильной, а именно – логики ничем не ограниченной свободы личности без всякой оглядки на общество, заявление Грефа и других его единоверцев вполне умно. Их поведение «рационально» в том плане, что они добиваются сиюминутно самого большого заработка.

Другое дело, что еще Крылов написал басню «Свинья под дубом» именно о таких идеях и таких людях: о тех, кто именно подрывает основы собственного благополучия, просто непониманием того, из чего это благополучие произрастает.

Либертарианцы, проповедники и поборники учения о боготворности неограниченной экономической свободы личности без оглядки на общество подрывают основы собственного благосостояния именно разрушением общества.

Я уже не раз говорил и писал, что высказывание Аристотеля «Человек — общественное животное» надо понимать не только в том смысле, что каждый из нас становится человеком только в результате воспитания в человеческом обществе, в результате постоянного общения, ведь, скажем, дети, воспитанные животными, по сути, становятся животными.

Дело не только в этом, но еще и в том, что тот же Аристотель отмечал как бы нечто известное уже много веков тот факт, что разделение труда повышает его производительность. Поэтому каждый из нас, живя в обществе, может и создать для других, и получить от других несравненно больше, чем мог бы создать и потребить в одиночку.

То есть, существование и развитие общества выгодно каждой личности, и устойчивость общества необходима для процветания каждой личности. И если какой-то банкир рассчитывает заработать больше на действиях, дестабилизирующих общество, этим он добьется того, что все общество станет слабее, беднее и в меньшей степени устойчивым. Соответственно, завтра ему удастся заработать значительно меньше, а послезавтра ему вообще не на чем будет зарабатывать.

Поэтому к заявлениям Грефа, Набиуллиной, Чубайса, Силуанова и вообще любого адепта либертарианского вероучения надлежит встречать как к далекому заблуждению, опасному для всего общества, включая их самих. Либертарианство дает неплохие результаты, пока общество устойчиво, и можно его обсчитывать понемножку, не опасаясь его разрушения.

Я примерно представляю себе причины, которые заставляют страну в целом и главу государства в частности до поры до времени мириться с засильем либертарианцев в нашей экономике, однако полагаю, что эти обстоятельства уже исчерпались, и переход к вменяемой экономической политике — дело очень небольшого времени.

Ну а те из нынешних экономических деятелей, кто не найдет в себе силы освоить новую экономическую политику, уйдут вместе со старой. Другое дело, что альтернативные им силы неярко выражены.

Писатель и политолог Анатолий Вассерман.