Утрата детской способности забывать свои страхи обратима

забывать свои страхи

В процессе взросления у млекопитающих изменяется работа ряда структур головного мозга, в частности миндалевидного тела, расположенного в височной доле каждого полушария и играющего ключевую роль в возникновении и запоминании эмоций.

Так, у детенышей мышей и крыс отмечена способность навсегда забывать испытанный ранее страх, если вызывавшее этот страх воздействие неоднократно повторяется без каких-либо неблагоприятных последствий, причем взрослые животные утрачивают эту способность.

Опыты, проведенные в Базеле (Швейцария), показали, что утрата мышами «детской» способности забывать свои страхи связана с формированием вокруг некоторых групп нейронов миндалевидного тела упорядоченных сетей из протеогликанов.

Инъекция в миндалевидное тело фермента, разрушающего эти сети, вновь приводит взрослых мышей в «детское» состояние, возвращая им способность навсегда забывать испытываемые страхи. Если в человеческом мозге регуляция страшных воспоминаний осуществляется сходным образом, в будущем подобные методы могут быть использованы в медицине для борьбы с патологическими страхами и другими патологиями нервной системы.

Взросление млекопитающих сопряжено с рядом изменений в работе головного мозга, в результате которых, в частности, утрачивается пластичность некоторых функций, свойственная организму на ранних этапах развития. К таким изменениям относится открытая недавно у молодых крыс (в возрасте 17 дней после рождения) способность навсегда забывать испытанные страхи, которая вскоре (уже к 23-му дню) утрачивается и взрослым крысам не свойственна.

Восприятие и запоминание страха у млекопитающих связано с работой миндалевидного тела — парной структуры головного мозга, расположенной в височной доле коры каждого полушария. Поэтому естественно предположить, что именно изменения, происходящие в миндалевидном теле, делают взрослых грызунов эмоционально менее пластичными, чем детеныши.

Эксперименты с мышами, проведенные в Институте биомедицинских исследований Фридриха Мишера (Friedrich Miescher Institute for Biomedical Research) в Базеле (Швейцария), результаты которых были опубликованы недавно в журнале Science, не только подтвердили это предположение, но и показали, какие именно изменения в миндалевидном теле отвечают за данную перестройку поведения.

Причем явления, вызывающие эту перестройку, оказались обратимыми, и взрослых мышей удалось искусственно вернуть в «детское» состояние.

Исследователи обратили внимание на то, что приблизительно в том же возрасте, когда крысы утрачивают способность навсегда забывать испытанные страхи, у молодых мышей в базолатеральной части миндалевидных тел в несколько раз увеличивается число окружающих некоторые группы нейронов высокоупорядоченных сетей, образованных белково-углеводными комплексами определенного типа — протеогликанами на основе хондроитинсульфата (подобные протеогликаны входят в состав хрящевой ткани и во многом обеспечивают ее устойчивость к сжатию).