Президент РФ Владимир Путин в среду подписал указ, согласно которому в течение года в Россию будет запрещено ввозить сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие из стран, которые ввели против РФ санкции.
Это шаг в правильном направлении, адекватный ответ на санкции, которые принимаются в отношении РФ. Эти меры наносят удар по тем, кто хочет нанести удар по России.
Конечно, это все повлияет на цены на продукты, но нам нужны далеко не все продукты, которые к нам поступают, я бы их разделил на две группы. Есть продукты, которые нам абсолютно не нужны, — из Голландии, Бельгии, отчасти из Германии. Производство этих продуктов можно и нужно наладить в России и в рамках Таможенного союза.
Вторая группа – продукты, которые могут быть заменены. Например, к нам могут поставлять эквадорские бананы, потому что у России нормальные отношения с Эквадором, там левое правительство и там не любят американские санкции в той же мере, что и в РФ.
Кроме того, можно заменить польские яблоки, тем более что поляки торжественно клянутся, что съедят все яблоки, предназначенные для России, хотя быстрее эти яблоки съедят черви. Кстати, тоже самое произойдет с испанскими персиками, нектаринами и прочими продуктами, которые на нашем рынке будут заменены южноамериканскими фруктами.
То есть так мы только наладим сотрудничество с Латинской Америкой, что, безусловно, является правильным шагом, когда как Европейский союз должен заплатить за свои санкции. Раз европейские чиновники имели достаточно наглости, чтобы ввести против важного партнера – России – совершенно нелепые и вредные для них самих санкции, то они должны это и ощутить.
А подписание указа об ответных мерах президентом РФ говорит о том, что Россия не намерена быть мальчиком для битья, РФ способна ответить на экономическое давление, которое на нее оказывается.
Сейчас очень важно сделать все возможное для того, чтобы восстановить ряд российских отраслей. В первую очередь необходимо заняться гражданским авиастроением и заменить продукцию компаний Airbus и Boeing. Конечно, можно закупить новый авиапарк в Бразилии, но гораздо лучше было бы, если Россия начала бы в больших объемах производить свои пассажирские самолеты, тем более что это декларировалось во множестве транспортных стратегиях РФ и ни разу не было по-настоящему реализовано.
Кроме того, необходимо поддержать внутренний рынок России, здесь уже делаются определенные шаги, в частности программа по модернизации и строительству БАМа.
На мой взгляд, это важный и эффективный проект, который можно рассматривать как наш ответ санкциям, потому что как раз такого рода проекты активизируют внутреннее сообщение и стимулируют развитие промышленности в сибирских регионах. Это может дать толчок бизнесу и росту уровня жизни в этих регионах. Нужно, чтобы таких проектов было больше.
Если говорить о подписанном президентом РФ указе, то не думаю, что это повлечет за собой закрытие европейских и американских компаний. Напротив, для них могут быть созданы стандартные условия работы без всяких репрессий, если только эти компании сами не поддерживают санкции, а являются просто коммерческими организациями, которые работают по своему профилю.
Сейчас главная задача России состоит в том, чтобы заменить иностранные товары внутренними и внешними инвестициями. То есть если мы не покупаем европейские самолеты, то значит надо восстанавливать свое производство, а для этого нужны капиталы, а значит, что ни в коем случае нельзя закрывать доступ на российский рынок реальным инвестициям.
Кстати, интерес к рынку РФ под влиянием санкций может увеличиться, но лишь при одном условии – если экономическая политика страны окажется эффективной и обеспечит уверенность в завтрашнем дне.
Руководитель Центра экономических исследований ИГСО Василий Колташов.