Пoрoй мы на время забываемся, думаем, что у нас наверху работают более-менее вменяемые руководители. Но когда они собираются вместе, то начинают нести такую пургу, что действительно расстраиваешься.
Дмитрий Медведев, например, на Гайдаровском форуме заявил, что не стоит закрываться от мира, и при этом он говорит: мы будем проводить программу импортозамещения. Не нужно быть экономистом или историком, чтобы понять, что нельзя провести индустриализацию, не защитив свою промышленность от внешней конкуренции.
Без мер протекционизма это невозможно. Мне неизвестно ни одного случая в истории человечества, когда импортозамещение проводилось бы в условиях полной экономической открытости. Такие заявления Медведева приводят меня в уныние.
Второй его тезис – мы не будем создавать мобилизационную экономику. Извините, против нас объявлена война, а мы отказываемся от этой меры? Как это понимать? С моей точки зрения, это попахивает государственной изменой, особенно когда слова звучат из уст человека, занимающего должность премьер-министра страны.
Дальше Медведев говорит: мы не будем отказываться от международных обязательств. Запад вводит против нас экономические санкции, фактически нарушает все возможные и невозможные обязательства, но мы в одностороннем порядке будем продолжать выполнять свои обещания? Вспомним историю с Мистралями, есть и более серьезные примеры – прекращение долгосрочного и среднесрочного кредитования российских компаний и банков.
При этом, мы должны выплачивать внешние долги – это неправильно. В этой ситуации стоило бы объявить мораторий по всем внешним обязательствам, об этом говорят даже западные экономисты.
Что касается наших министров, то они, выступая на форуме, показали себя, как лебедь, рак и щука. Министр экономического развития говорит одно, финансов – другое, если бы присутствовала Набиуллина, то она бы сказала что-нибудь третье.
Силуанов считает, что нужно повышать налоги. У него короткая память? 4 декабря 2014 г. президент, выступая перед Федеральным собранием, заявил: нужно обеспечить стабильные условия для работы бизнеса. Если через месяц министр финансов говорит о повышении фискальной нагрузки, то он игнорирует указания президента и показывает полное несоответствие занимаемой должности.
Силуанов хочет убивать экономику фискальными методами, Набиуллина делает это с помощью монетарных – складывается ощущение, что основной центр экономических санкций против России находится на Ильинке (министерство финансов РФ, — прим. Накануне.RU) и Неглинке (ЦБ РФ, — прим. Накануне.RU). Я не понимаю, почему правоохранительные органы до сих пор «спят», это уже не отдельные нарушения или ошибки, это целенаправленная политика по удушению экономики России.
Радует, что отношение к Гайдаровскому форуму, где звучат подобные заявления, среди серьезных предпринимателей и экономистов достаточно негативное. Даже западные официальные лица проигнорировали это мероприятие, а без них Гайдаровский форум не будет продолжаться, а вскоре вообще помрет. Единственный официальный представитель от Европы – министр Монако, с которым встречается наш премьер-министр. Это смешно.
Самое главное – Гайдаровский форум попахивает чем-то инфернальным. Странно, что организаторы не понимают, каково отношение народа к господину Гайдару в России. Мы помним его реформы, «шоковую терапию», помним, как он обокрал народ благодаря росту цен. Ощущение, что наши власти играют с огнем и специально дразнят народ своим участием в форуме.
Профессор МГИМО, доктор экономических наук, руководитель Русского экономического общества им. С.Ф.Шарапова Валентин Катасонов.