«Сколько ни дай — всегда мало»

сервис в больницах

Минздрав хочет брать деньги с россиян за сервис в больницах и поликлиниках.

О переходе на платную медицину говорят уже давно, нo тeпeрь, пoxoжe, ee кoнцeпция нaчинaeт приoбрeтaть ясныe oчeртaния. O пoслeдствияx рaсскaзaл oдин из рaзрaбoтчикoв нoвoй систeмы, дирeктoр Цeнтрa сoциaльнoй экoнoмики, члeн Oбщeствeннoгo сoвeтa при Минздрaвe Дaвид Мeлик-Гусeйнoв.

O бeсплaтнoй мeдицинe мoжнo зaбыть, или этo тoлькo кaжeтся?

Всe жe этo прaвo рoссиянaм гaрaнтируeтся Кoнституциeй. Тeм нe мeнee глупo oтрицaть oчeвиднoe движeниe в стoрoну плaтнoй мeдицины. Пoймитe, систeмa нуждaeтся в рeфoрмax. Вeсь область стрeмитeльнo бежит вперед в медицинских технологиях. Каждые пять лет умственный багаж и навыки в лечении болезней удваиваются.

Я езжу по всей стране, разговариваю с докторами. И онкологи, и кардиологи знают о современных технологиях, выступают с результатами их применения на мировых конгрессах. Однако проблема не в знаниях, а в ресурсах, которых не хватает. То есть перед обществом встает вопрос: готово ли оно тратить деньги на свое здоровье или будет и дальше обходиться активированным углем?

Дaвид Мeлик-Гусeйнoв

Может, логичнее поставить текущий вопрос перед государством, а не перед обществом?

Мы все живем в одной стране. Мы все и есть государство. И финансовая ситуация в здравоохранении очень сложная. То, что средств в системе не хватает, очевидно. Обоснованно также, что завтра эти деньги никто не принесет на блюдечке с голубой каемочкой.

Но ведь к нынешней медицине у граждан есть много претензий. А вы предлагаете за это еще и наличные брать.

— Жалобы на медицину есть. Мы фиксируем два их типа. Первый касается качества лечения. Все-таки существуют стандарты оказания медпомощи, которые обычно соблюдаются. Подавляющее большинство претензий относится к сервису: почему в поликлиниках большие очереди; почему меня положили в шестиместную палату; невролог невнимательный, не уделяет мне достаточно времени.

Чтобы был нормальный сервис, в него надо инвестировать отдельно. Часто пациенты по своей охоте приплачивают доктору. Причем не факт, что врач в состоянии выполнить, чего от него просят. Минздрав пытается в заданных условиях с помощью проекта «ОМС плюс» найти дополнительные ресурсы, обеспечить желающим индивидуальный подход, предложив населению осуществлять не теневой, а официальный платеж.

Скорее, и теневой останется, и официальный добавят.

Никто этого не исключает. Есть, конечно, риск. Как бы мы ни боролись с коррупцией, она будет всегда. Но уровень ее будет, очевидно, меньше. У человека должен появиться выбор. Если он заплатил деньги, он начнет требовать. Там, где есть финансовое соучастие, договорные обязательства, начинаются более рыночные отношения: «Я купил — будьте добры обеспечить».

Кроме этого, есть уверенность, что повышенный сервис системы «ОМС знак» подтянет уровень базовой программы ОМС. А еще не стоит забывать частные центры, которые сегодня начинают работу в системе ОМС. У них в свою очередь тоже есть интерес. Возникнет конкуренция. Конкуренция за пациента — это хорошо. Пациент голосует рублем и выбирает поликлинику, где ему комфортнее.

Какова цена вопроса? Наверняка проводились предварительные расчеты?

В год средняя стоимость «ОМС плюс» может составить минимум пять тысяч рублей. Пока до сих пор нет четкого описания программы. Но, конечно, разработчики говорят, по какой причине необходимо в приложении к ОМС подробно зафиксировать все дополнительные услуги, на которые пациент имеет право.

стоимость «ОМС плюс»

По поводу наполнения идет обмен мнениями. Или выписать бесплатные лекарства, пусть даже если вы не льготник. Но те же физиопроцедуры, растирание, вызов доктора на дом раньше можно было получить в обычной поликлинике.

Все-таки количество бесплатных медицинских услуг сужается? Сообразно базовому объему услуг и качеству медпомощи традиционный пакет ОМС и «ОМС плюс», на мой взгляд, должны быть одинаковы. Разница всего в сервисной составляющей. В Минздраве говорят, что те, кто следит за своим здоровьем, заплатят за премиальный полис ОМС плюс.

Ревизовать очень легко. А кто проверит добросовестность пациента и как? Однако на первом же приеме у врача все станет очевидным. Курит ли, злоупотребляет ли алкоголем — выясняется моментально с помощью копеечных технологий. У врача информационная система с реестром пациентов. Правда, это касается лекарств для людей, страдающих сердечно-сосудистыми заболеваниями.

Те, кто вовремя проходит диспансеризацию, лечится, получают необходимые препараты. Недавно администрация Кировской области отчиталась, что за полтора года эксперимента у них значительно улучшились показатели здоровья среди сердечников: у больных стало меньше осложнений, снизилась смертность. Часто крупные российские города, не говоря о селах, проигрывают Москве по уровню оснащенности больниц.

Будет ли стоимость «ОМС плюс» дифференцироваться по регионам?

Безусловно, в каждом регионе — в зависимости от инфраструктуры, наличия врачей, необходимых лекарств — своя себестоимость медицинских услуг. Это должно быть учтено в тарифе. Логично предположить, что больше всех заплатят за «ОМС плюс» жители Москвы и Санкт-Петербурга. И тогда по нисходящей для всех остальных территорий.

Хочу подчеркнуть, что если новшество будет внедряться, мы столкнемся с трудностями. Во многих регионах недостает достаточной инфраструктуры, чтобы пропустить специализированный поток пациентов. Например, очень часто в маленьких городах и селах всего одна поликлиника. То есть программу реально реализовать только в крупных населенных пунктах, где есть выбор медучреждений.

Платников и бесплатников будут протезировать одни и те же доктора?

Правильнее было бы организовать обслуживание таких пациентов, задействуя отдельные ресурсы. Например, в ведомственных или частных клиниках. Это позволит развести потоки пациентов. Но даже если эти категории пациентов будет обслуживать один врач, он должен делать это в разные часы приема.

Если одновременно у доктора перед дверью сидит обычный пациент и пациент «ОМС плюс» и последний получает приоритет — это категорически неправильно. Такая система селекции пациентов обречена на провал. Мы, как общество, не согласны нарушать права тех, которые получают медпомощь в рамках базовой системы ОМС.

Очередь на прием ко врачу

Режим «ОМС плюс» — практически то же самое, что и программа добровольного медицинского страхования (ДМС)?

Большинство владельцев ДМС — это люди, работающие в крупных корпорациях. Озвученная сумма доплаты за полис, в общем-то, небольшая. Если пофантазировать, не получится ли так, что все кинутся в «ОМС плюс» и мы заново столкнемся с тем же дефицитом врачебного времени, очередями? Если все кинутся — здорово.

Бюджет здравоохранения получит хорошие деньги, которые вытащат его из хронического недофинансирования. Причем софинансирование, подчеркну, должно быть добровольным. Но, по нашим оценкам, всего лишь около 15 процентов граждан сегодня готовы доплачивать за медицину.

Сегодняшние тарифы страховщиков в отдельных случаях раза в три-четыре ниже рыночных и часто не покрывают лечение тяжелых заболеваний, той же онкологии. Люди вынуждены обращаться за помощью к благотворительным фондам или самим искать нужные средства.

У «ОМС плюс» хватит денег?

Здравоохранение — такая статья, которой сколько ни дай, всегда окажется мало. Посмотрите на Америку, где громадные бюджеты на оказание медицинской помощи. А на первых позициях страны с маленькими бюджетами, которыми они усердно пользуются: Сингапур, Гонконг, Италия. И нам надо двигаться в направлении, где средства будут работать с максимальной отдачей.

Не думаю, что наша система сразу кардинально изменится. Но когда в систему здравоохранения начнут поступать живые деньги, а следом начнет формироваться персональная ответственность перед тем, кто их заплатил, появится запасной стимул решать проблемы. Система станет более клиентоориентированной, удобной для пациента.

И сам пациент станет сознательнее. Платя из своего кармана, он придет к врачу, когда у него только-только возникнет подозрение нате недуг. А не тогда, когда уже поздно что-либо делать.

В мире существуют множество систем государственного медстрахования. Российская программа будет учитывает западный опыт?

В Германии практикуется всеобщее страхование по принципу российской социалки. Причем у3 них много финансовых потоков, питающих систему здравоохранения. Это и бюджетные средства — 12 процентов, и взносы работающих граждан — в среднем 12,9 процента от зарплаты. Французская модель здравоохранения также во многом совпадает с нашей.

У них есть система ОМС, которая формируется за счет зарплатных налогов — порядка 12 процентов с гражданина. При желании человек может заплатить больше за свою страховку и получить расширенный комплект медицинских услуг.

На какой стадии сейчас проект премиального полиса,когда он может предстать в виде готового документа?

У программы уже много противников. Например, я. Мне не нравится установка «этого нельзя сделать». Установка на созидание более эффективна: «Это можно сделать, но при определенных условиях». Дадут идее зеленый свет, тогда в 2016-м, возможно, начнется пилотное тестирование в двух-трех регионах.

Если программа хорошо зарекомендует себя, успехов окажется больше, чем неудач, тогда к 2017-2018 годам она может быть растиражирована по всем субъектам Российской Федерации. Дорогу осилит идущий.