Сергей Глазьев: Центробанк демонстрирует сектантское поведение

Сергей Глазьев

В рaмкax тeмaтичeскoй сeкции Мoскoвскoгo экoнoмичeскoгo фoрумa, гдe oбсуждaлись пoлитикa Цeнтрaльнoгo бaнкa и пeрспeктивы стaбилизaции нaциoнaльнoй экoнoмики, свoим экспeртным мнeниeм пoдeлился сoвeтник прeзидeнтa РФ пo вoпрoсaм рeгиoнaльнoй экoнoмичeскoй интеграции Сергиян Глазьев.

Почему поведение ЦБ можно назвать сектанским и в каких трех деревьях заплутали финансовые власти. Состоявшаяся дискуссия очень полезна для прояснения пути дальнейшего воздействия на политику Центробанка. Я это рассматриваю как некий вызов общественности, науке, реальному сектору. Представители ЦБ не являются ни на какие обсуждения.

В Академию наук не пришли, не удостоили своим вниманием многочисленные дискуссии, которые проходят в научном сообществе, отмалчиваются по всем вопросам, которые ставятся ребром. Это сектантское поведение, которое говорит либо о низкой квалификации, либо об отсутствии гражданской позиции. Во всяком случае, это не способствует стабилизации нашей экономической ситуации.

Когда глава Центрального банка уклоняется от обсуждения содержательных, ключевых вопросов науки и бизнеса, это говорит о слабости и невнятности их позиции.

Чтобы выработать рекомендации по итогам обсуждения, надо исходить из действующих реалий. Это, прежде всего, наша правовая система, определяющая обязанности Центробанка: существуют основной закон РФ, закон о Центральном банке. Если говорить о политических мотивах, есть указы президента, в которых сформулированы долгосрочные цели социально-экономического развития государства.

Нынешняя стагфляция создает угрозу для реализации этих целей. Политика ЦБ делает их недостижимыми. Из последних установок, которые были озвучены президентом России в послании Федеральному собранию — подавление инфляции не должно противоречить итоговой цели — поддержанию экономического роста.

Самый существенный банк явно выходит за рамки политических ограничений, задач и нарушает закон о ЦБ и свои конституционные обязанности.

Научное сообщество и деловые круги должны исходить из того, что мы живем в условиях рыночной экономики, где действуют определенные механизмы. Когда руководство ЦБ не понимает, как они устроены, не разбирается в существе обратных связей и факторов, определяющих экономические процессы, это вызывает большую тревогу и должно быть предметом анализа.

То, что мы обсуждаем, не представляет ничего сложного: это конфигурация из трех параметров – процентная ставка, валютное направление, денежное предложение (рефинансирование и другие инструменты Центробанка).

Печально, как будто в этом лесу из трех деревьев наши денежные власти плутают уже 20 лет и до сих пор не могут выйти на дорогу, которая обеспечила бы нам экономический рост.

Приходится обратить внимание на научную несостоятельность той позиции, которая отражена в основных направлениях денежно-кредитной политики. Они утверждают, что в экономике исчерпаны возможности роста.

На этом основана вся их теория. Они думают, что экономика находится в состоянии равновесия, когда все факторы роста задействованы на полную катушку, что не соответствует ни научным, ни экспертным представлениям, ни понимаю бизнеса, который сегодня стонет от того, что он не может до конца довести свои инвестиционные проекты, не может загрузить свои производственные мощности.

Исходя из собственных представлений об экономике, ЦБ принимает ошибочные решения – повышает процентную ставку в расчете на то, что таким образом он сумеет остановить отток капитала, ослабить инфляцию. Такая цель не нуждается в комментариях. Есть сотни материалов, которые показывают эффект статистически значимой взаимосвязи между процентной ставкой и инфляцией.

Поднимая ставку, ЦБ обрубает финансовую систему от реального сектора, вследствие чего вся ликвидность начинает собираться в финансовом секторе. Это ведет к разного рода спекуляциям, а также к падению национальной валюты.

В этой связи важно показать теоретическую неубедительность аргументов регулятора, которые приводят к практическим катастрофическим последствиям. И это при том, что мы имеем потенциальную возможность выходить на рост порядка 6-8% ВВП, исходя из объективных факторов – уровня занятости, наличия производственных мощностей, интеллектуальных ресурсов.

У нас нет ограничений для роста, главный барьер — искусственная спекулятивная «вилка», которую закручивает Центробанк своей некомпетентной политикой. Это сильно угрожает нашей экономике и социальной сфере.

Останавливаются стройки, сокращается малое и среднее предпринимательство, загибается машиностроение. В таких условиях вряд ли можно рассчитывать на социально-политическую стабильность.

Такое поведение приобретает угрожающий характер и для национальной безопасности страны. В основных направлениях денежно-кредитной политики, которые будут обсуждаться 15 декабря на национальном финансовом Совете, ничего не написано про утекание капитала, действие санкций.

Сокращение денежной базы идет на 20-30%. Подобное было, мы помним, в 1990-е годы. Это коллапс.

То, что ЦБ этого не замечает, ограничивается наивными рассуждениями, манипулируя ключевой ставкой и аукционными методами поддержки ликвидности вокруг этой ставки, вызывает просто недоумение. Дискуссии ведутся давно, накоплен большой опыт.

Если удастся выработать рекомендации, я доведу их до Совета, и по итогам их обсуждения буду докладывать президенту.