Россиянам придется заново учиться выживать

экономический кризис

В новогодней речи президента не было ни слова про кризис. Между тем нельзя отрицать, что нынешние негативные явления в российской экономике иначе не назовешь. Можно слепо верить, что все само собой пройдет через пару лет, но лучше учиться жить в новой реальности — с совсем другими возможностями и стратегиями.

Психологи говорят, что есть три классических реакции на стрессовую ситуацию: бей, стой или беги.

Выбор конкретной стратегии здесь зависит от человека. Кто-то цепенеет при виде опасности, кто-то, наоборот, мобилизует свои силы. Oднaкo, пo мнeнию пoлитичeскиx псиxoлoгoв, диaпaзoн стрaтeгий вo врeмя кризисa бoлee рaзнooбрaзeн.

Тaк, прoисxoдящee рaссмaтривaeтся oтдeльнo с тoчки зрeния гoсудaрствa и с тoчки зрeния чaстнoгo лицa. Нaпримeр, в идeaльнoй ситуaции нaшa стрaнa дoлжнa прeдoстaвить сoвeршeннo нoвый aсиммeтричный xoд в oтвeт нa поведение остального мира.

«Эти действия должны выходить далеко за пределы представлений наших партнеров и соперников. Чтобы они не смогли сразу же сформулировать ответ. Подобное уже происходило в 20-е годы XX века, когда Владимир Ленин решил проводить, казалось бы, немыслимую в то время электрификацию всей страны. Но именно это в дальнейшем позволило нам выиграть во Второй мировой войне», — объясняет руководитель направления Научного центра политического консультирования СПбГУ Денис Моторин.

Эксперты считают, что в ближайшие 15-20 лет нашему главному оппоненту – США – придется столкнуться с не меньшими вызовами. Поэтому необходимо перестать ориентироваться на действия Америки и начить игру по собственным правилам. В качестве меры, которая позволит упрочить общий уровень адаптивности населения, Денис Моторин видит возобновление в школах занятий по безопасности и начальной боевой подготовке.

«Сейчас опросы ВЦИОМ показывают, что люди готовы во имя сильной страны и долгосрочных целей поступиться своими сиюминутными интересами. И подобные патриотические настроения необходимо воспитывать с детского сада во избежание тревожных настроений. Это нормально. В той же Западной Европе детям впечатывается в голову то, что страна хочет, чтобы они знали», — добавляет он.

Эксперт по политическому моделированию Сергей Сычев отмечает, что России пока нечего предложить миру, кроме нефти и газа, которые есть и у других стран. «Вот Монголия за все время своего существования предложила только Чингисхана.

Поэтому, с точки зрения государства, нужны инфраструктурные проекты, например, высокоскоростные магистрали. Наше правительство не способно быть источником инициатив, что видно по кризису проектов вроде РОСНАНО.

Но это не мешает людям продвигать собственные идеи. Например, Кения – одна из беднейших стран, но она лидирует по количеству операций, проводимых через сотовую связь. Так население нашло выход из ситуации, когда отсутствуют дороги», — поясняет Сычев.

Эксперт отмечает, что в поисках своего пути россияне любят бросаться из крайности в крайность. «Доходит до того, что у нас святой водой окропляют атомные реакторы. Во главе процессов образования новых экономических структур могут встать региональные элиты, у них есть для этого возможности», — считает Сергей Сычев.

В моменты кризиса организм мобилизует все свои ресурсы. Поэтому и людям, и государству сейчас нужно провести аудит всех имеющихся ресурсов, чтобы их хватило на как можно более долгий срок. Страна должна избавиться от балласта в виде непрофильных расходов и в который раз подумать об эффективных способах борьбы с коррупцией.

Всё-таки специалисты напоминают, что кризис – это ситуация максимального напряжения, которая не может длится вечно. Но нынешний экономический спад обещает быть более затяжным, чем в 2008-2009 годах.

Поэтому важно уже сейчас распланировать свою жизнь вперед, исходя не из самых благоприятных условий. «Ситуация с гречкой через какое-то время уже не будет казаться смешной. Такое может произойти и с другими продуктами», — отмечает политик психолог Моторин. «Потребительское поведение россиян и так было не не в меру рациональным.

Теперь нужно быть особенно аккуратными с любыми кредитами и совершать только самые необходимые крупные покупки. Например, отказаться от покупки новой машины. Если придется в это время менять работу, то лучше выбирать сетевую организацию или государственное предприятие – у них вероятность выжить выше. Это называется too big to fall – слишком велик, чтобы упасть, — это общий критический момент.

Сегодня не все привыкли активно работать, но это придется делать, в том числе искать дополнительные источники доходов», — объясняет старший ученый сотрудник Научного центра политического консультирования СПбГУ Валентин Бианки.

Он отмечает, что наиболее эмоциональную реакцию кризис вызвал у тех, кто не так давно работает – молодых людей до 30 лет. Обвал рубля в 1998 году для них – всего всего лишь детское воспоминание, поэтому происходящее сейчас кажется им концом света. Для людей 35-45 лет экономический кризис совпал с кризисом среднего возраста, но для них это тоже серьезный удар.

«Они работали много лет, и все равно все не так. Кризис обнулил их активность. У таких людей могут быть мысли об эмиграции в контексте «в этой стране никогда хорошо не будет», — размышляет Бианки. В то же время психологи указывают на то, что ежедневное отслеживание курсов валют усиливает панику и апатию. Поэтому эксперты советуют не отказывать себе в маленьких радостях.

«Для кого-то ситуация с кризисом очень выгодна, особенно с внешнеполитическим прикрытием. В то же время обычные люди испытывают что-то вроде ментального ступора. Ничего не случилось, а человек стоит и плачет. Но я не считаю, что нужно ставить на себе крест. Стоит перестать об этом думать постоянно, тогда откроются новые горизонты. Возможности никуда не делись», — полагает С. Сычев.

Специалисты указывают на то, что большинство населения в целом готово к кризису, так как получило «прививку 90-х годов». Старшее поколение в принципе привыкло выживать.

Молодежи же необходимо перестраивать свое представление о мире и быть готовой к кризисам, которые в новой реальности будут случатся чаще, чем в предыдущую декаду. Однако эксперты отмечают: именно молодые люди должны стать генераторами новых идей, которые помогут России преодолеть трудные времена. Как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло.