О виртуальном бытии и реальном сознании

О виртуальном бытии и реальном сознании

Ужe приxoдилoсь гoвoрить o тoм, чтo бoльшинствo рoссиян сeгoдня живут в кaкoм-тo свoeм oсoбoм мирe, кoтoрый нe сoвпaдaeт с рeaльнoстью.

Пoслeдний oпрoс, рeзультaты кoтoрoгo oпубликoвaл 12 нoября «Лeвaдa-цeнтр», вновь это подтверждает. Согласно данным этого исследования, проведенного 24–€27 октября 2014 года по репрезентативной всероссийской выборке, 83% россиян убеждены, что Украина ведет против них информационную войну. А 88% считают, что такую войну против них ведут США и другие западные страны.

Подобного рода утверждения еще как-то можно было бы объяснить, если бы, допустим, в России свободно вещали украинские телеканалы (как в Украине до недавнего времени свободно транслировались российские) и продавались украинские газеты. Хотя очевидно, что этого нет.

Информационная картина в РФ противоположная. На украинские каналы можно выйти лишь через спутник или интернет, что есть пока еще далеко не у всех. Уже не говоря о том, что информационные и финансовые возможности для ведения информационной войны у России и Украины несопоставимы. Российские федеральные телеканалы охватывают около 99% населения страны (если точно, 98,8% — Первый канал, 98,5% — канал «Россия»).

Характерно, что, согласно тому же опросу «Левада-центра», 37% россиян никогда не смотрят, не читают и не слушают информацию, которая бы отличалась «от точки зрения основных российских телеканалов и других федеральных СМИ».

То есть это те, кто всегда будет доверять только своему правительству, какими бы ни были его действия. При этом 46% респондентов заявляют, что «иногда» все-таки знакомятся с не такой точкой зрения. Однако нужно понимать, что стоит за этим «иногда».

Во-первых, люди в РФ еще не забыли слово «плюрализм». Потому можно предположить, что эти 46% просто не хотят выглядеть совсем уж недалекими людьми, вроде того дежурного советского пролетария, что на вопрос советского же ведущего, как он относится к произведениям Пастернака или Солженицына, отвечал: «не читал, но твердо знаю…».

Судя по всему, в среднем половина российских граждан пока не готова уподобиться этому почти анекдотическому персонажу (в детстве, когда обсуждался выезд из СССР того же Солженицына, я своими ушами слышал подобные выступления «представителей трудящихся»). В данное время эти 46% россиян желают продемонстрировать хотя бы минимальную осведомлённость с противоположной точкой зрения (но это отнюдь не означает, что они ее действительно знают и пытаются понять).

Вернемся к вопросу, из каких мест у большинства россиян сформировалось столь удивительное мнение о ведущейся между них и Украиной «информационной войне»? федеральными каналами, охватывающими, как было сказано, почти 100% населения страны, все понятно.

Другой точки зрения они практически не дают. А если и начали давать в последнее время в более чем небольших количествах (в основном, на разных ток-шоу), в таком случае не плюрализма ради, а для того, чтобы, как это было в советские годы, развенчать и заклеймить врагов и предателей.

Каковы источники альтернативной информации? Общий тираж тех немногочисленных газет, которые ее регулярно дают, не превышает 200-300 тысяч. Математически это очень малая величина (охват — примерно 0,2% от общей численности населения РФ).

Есть еще интернет, который (при желании) может исправить положение, однако с ним в свой черед не все так просто. По данным фонда «Общественное мнение», в октябре 2014 года в России в ежедневном режиме пользовались интернетом 58,4 млн граждан старше 18 лет, что составляет 50% взрослых россиян.

При этом, по данным «Луг-центра», «для получения информации» (любой — о собаководстве, пчеловодстве, светской хронике, медицине, экономике и политике) во всемирную паутину заходили лишь 30% из этих 58,4 млн интернет-пользователей. Прочие, как неоднократно сообщалось в СМИ, используют интернет в других целях.

Если взять нынешние 58,4 млн российских интернет-пользователей, получается, что 18% из них, представляющие эти пытливые умы, составляют всего 10,5 миллиона человек. Или 7% от всего взрослого населения (117 млн человек) РФ.

Соответственно, мы возвращаемся к тому, что сформировать убеждение в том, что Украина каким-то образом ведет против россиян «информационную войну», помог их генеральный, на сегодняшний день, источник мудрости и знаний о мире — российское ТВ.

И это при том, что, как было показано, половина взрослого населения страны — активные пользователи интернета. Впрочем, оставшиеся виды российских СМИ также в значительной степени отражают официальную точку зрения российской власти на происходящее внутри и вокруг Украины и тоже влияют на состояние умов россиян.

В таком случае мы сталкиваемся с тем, что виртуальное бытие, в котором существует среднестатистический русский гражданин, на 90% определяет его сознание. Но реальное житие — рост цен и безработицы, повсеместное закрытие больниц, школ и поликлиник, «грузы 200» с Украины — в какой-то момент грубо выдернет этого самого гражданина из его нынешнего зазеркалья.

Александр Желенин.