Накануне Следственный комитет России предъявил обвинение в отмывании денежных средств председателю совета директоров АФК «Система» Владимиру Евтушенкову.
Пo вeрсии слeдoвaтeлeй, oн являeтся oдним из фигурaнтoв дeлa o пoxищeнныx aкцияx ТЭК Бaшкирии в xoдe привaтизaции. Ущeрб oт eгo дeйствий oцeнивaeтся слeдoвaтeлями в 214 млрд рублей.
Евтушенков был отправлен под домашний арест, где ему запретили общение с друзьями, знакомыми и бизнес-партнерами. Кроме того, предпринимателю запретили пользоваться Интернетом и телефоном.
По мнению экономиста Михаила Делягина, события вокруг «Башнефти» и Евтушенкова напрямую связаны с падением цен на «черное золото» на мировом рынке. Любопытно, что все это происходит на фоне введения новых, уже отраслевых, санкций.
В августе цены на нефть на мировом рынке упали на 9% (по сравнению с аналогичным периодом прошлого года). Спад продолжался и в начале сентября: разумеется, это испугало и деловую, и властную, и аналитическую общественность. Всерьез заговорили о том, что США все же смогли убедить саудитов опустить цену на нефть.
Подобная операция уже была проведена в середине 80-х годов, но в наши дни, когда Обама встречался с саудовскими лидерами, ничего добиться ему не удалось.
Нужно учитывать, что дефицит бюджета Саудовской Аравии возникает при цене в 90 долларов за баррель, и, когда нам обещают опустить цену с помощью саудитов до 85 долларов за баррель, не принимается во внимание, что в самой Саудовской Аравии это, скорее всего, будет расценено как сознательная диверсия. И рассказы о том, что их бюджет бездефицитен при 85, а не при 90 долларах за баррель, годятся для Москвы, но не для Эр-Рияда.
Факторы, которые служат удешевлению нефти — улучшение отношений США с Ираном, благодаря которому иранская нефть этим летом вернулась на мировой рынок, а также умножение добычи сланцевой нефти в самих США. Этим летом они впервые с 1973 года и конечно, демонстративно отправили нефть на экспорт (в Южную Корею); ранее имели место только технологические поставки американской нефти в Канаду и Мексику.
По причине сланцевой революции в последние годы зависимость США от импорта нефти рухнула вдвое, с 60% до 30%, что не могло не повлиять на ее рынок. Однако баланс спроса и предложения — не главный стрессор, определяющий цену нефти.
Главное в том, что ее рынок — самый спекулятивный рынок в мире. Похоже, даже для него еще не хватает денег, и это наглядный признак приближения к срыву в глобальную депрессию. Относительная общедоступность золота показывает нам, что спекулятивным рынкам в мире уже не хватает спекулятивных капиталов.
Трудно предвидеть, как будет развиваться ситуация на рынке нефти в следующем году. Проблемы экономики России не зависят напрямую от цен на нефть.
В это время либеральное правительство Медведева продолжает политику последовательного и комплексного блокирования развития страны из-за реализации своего реального приоритета — вывода из страны денег — нашу экономику будет трясти и лихорадить не только при 80, но и при 120 долларах за баррель.
Наша беда — правительство Медведева и Банк России во главе с Набиуллиной, которые продолжают политику создания искусственного денежного голода внутри страны.
Из-за этого возникает потребность во внешнем финансировании, а его подрыв санкциями, да еще в условиях снижения доходов из-за удешевления нефти, создает необходимость увеличения масштаба операций, ужесточают конкуренцию в среде самих нефтяников.
Возможно, проблемы Евтушенкова как раз связаны с этой потребностью некоторых нефтяных компаний, которые как раз за счет его активов и планируют увеличить масштаб операций.