Константин Затулин: Чалый хочет вернуться в губернаторы Севастополя после выборов в законодательное собрание города

Константин Затулин

Алексей Чалый, отказавшийся в апреле от поста губернатора Севастополя, уже открыто критикует «новые власти» города и, возможно, хочет вернуться в кресло руководителя. Правда, уже по другому пути.

Хотя он сам поставил перед собой заслон, «протащив» в свое время двухуровневый, а не прямым волеизъявлением граждан, вариант появления у Севастополя нового руководителя. Кроме того, он окружил себя странными советниками, которые проповедуют разрешение любого вопроса через конфликт. Да и психология бизнеса, которую, увы, Чалый пока не совсем успешно сменил на психологию политика, не всегда предполагает диалог с людьми.

Чем мотивированы поступки Чалого? Умелый ли он политик? Своим экспертным мнением на этот счет поделился бывший депутат Государственной думы, директор института стран СНГ Константин Затулин, который идет на выборы в Законодательное собрание Севастополя как самовыдвиженец.

Алексей Чалый ни одного дня не был вне политики после ухода в апреле. Он, уйдя с поста губернатора, остался фактическим руководителем «Единой России» в Севастополе.

Постепенно, после того, как он снял с себя ответственность за состояние дел в городе и увлекся далекими перспективами возрождения Севастополя и превращения его в лучший город земли, власти, оставшиеся «на хозяйстве» (вице-адмирал Меняйло, целый ряд других людей), подвергались всякого рода трудностям, связанным с тем, что Севастополь находится в запущенном состоянии.

Естественно, люди, голосовавшие за вхождение в Россию, субъективно думали, что все в тот же день изменится. Но так не бывает. Со всеми этими проблемами и приходится разбираться новой власти, назначенной Владимиром Путиным. Естественно, кого-то ее решения устраивают, кого-то нет.

Власть делает ошибки. А Чалый стоит в стороне и критикует власть за то, что она ошибается. При этом все больше и больше намекает на то, что он разочарован тем, как ведут себя представители Москвы. А его сподвижники вообще на прошлой неделе перешли даже не к атакам на Меняйло или Белавинцева (постпред президента), а начали уже кампанию, которая оказалась сродни той, которая велась в последние дни пребывания Севастополя в составе Украины.

Мол, Москва нас не понимает, вот, куда мы вернулись и так далее. Все это активно представлено в блогосфере. Я не исключаю, что к тем, кто искренне так считает и хочет лучшего, «примазались» те, кто хочет провала возвращения Севастополя в Россию. Ну или хотя бы хочет его скомпрометировать.

В команде Чалого обосновались экзотические советники «со стороны». Из Томска приехала целая группа методологов, сторонников школы Петра Щедровицкого. Они теперь – советники Чалого. Эти люди, проповедующие идеологию Щедровицкого (решение вопроса через конфликт), подталкивали или подталкивают Алексея Чалого к тому, чтобы он снова бросил на чашу весов свой авторитет.

Предполагалось ведь провести 23 августа (через полгода после первого митинга) второй народный митинг. На нем хотели предъявить «черную метку» губернатору, вновь вернуться к Чалому и так далее.

Сам Алексей Чалый не скрывал до начала этой недели, что передумал и хочет назад в губернаторы. Но уже после избрания законодательного собрания. Вот такая коллизия. Она обнажает целый ряд проблем, которые очень болезненны и неудобны. Мне жаль, что Алексей Чалый повел себя достаточно предсказуемо. А с точки зрения власти – вообще ненадежно.

Не бывает такого, чтобы через три-четыре месяца человек лично отдал президенту прошение об отставке, а потом бы сказал: «Ой, я передумал, я хочу обратно». Это не очень серьезно его характеризует. Думаю, что причина – отсутствие у Чалого реального политического опыта. Он все же менеджер, успешный менеджер, бизнесмен, патриот, безусловно, Севастополя.

Честь ему и хвала, но, что касается конкретного политического опыта, то он его только осваивает. Он никогда не был избранным лицом. Он полагает, что людьми модно вертеть как угодно.

Вы знаете, в городе уже возник мини-кризис. Команда Чалого разместила по городу большие билборды с текстом: «Русская весна. Что дальше?». Люди из окружения Чалого решили, что таким образом они привлекут внимание к проблемам. Но люди поняли это по-другому. Они подумали, что над ними издеваются, что подняли голову какие-то сторонники Украины, которые хотят скомпрометировать выбор Севастополя.

Это на фоне того, что происходит в Донецке и Луганске. Потом, к удивлению многих, выяснилось, что это дело рук того самого горячо любимого «народного мэра». Это до сих пор кругами по воде расходится. Я просто хочу сказать, что у каждого человека есть свой опыт, своя биография, свои сильные и слабые стороны. Практическая политика к сильным сторонам патриота Алексея Чалого, как видим, не относится.

Какое будет развитие ситуации? Митинг не состоялся. Его устроители отказались от этой идеи. Они недовольны тем, что власти призывают к объединению, а не к партийному митингу «ЕР», да ещё и с целями свержения действующей власти. Чалый после консультаций в Москве вернулся в Севастополь.

Заявил на принадлежащем ему канале «Независимое телевидение Севастополя», что вот, он виноват в том, что власть досталась в городе некомпетентным и чванными людям. Он не назвал ни одной фамилии, но всем стало понятно, что метит он в и.о.губернатора Меняйло. Что он подвел севастопольцев, что он подвел президента. Но, тем не менее, надо участвовать в выборах и голосовать за «ЕР».

При этом никакого объяснения тому, что сам Чалый идет в списке первым, а Меняйло – вторым, нет. То есть, голосуя за партию, голосует и за Чалого, и за Меняйло. Никакого объяснения тому, что он предлагает взамен, он не дал. Он только достаточно жестко охарактеризовал своих соратников, которые не стали его поддерживать.

Скажем, адвоката Бориса Колесникова, секретаря партии, начальника управления образования Оганесяна. Это довольно известные люди в Севастополе, пострадавшие от украинской власти. Он обозвал их предателями и замкнулся в ещё более узком кругу людей, ведущих с ним разговоры.

Большинство из них имеют к Севастополю весьма отдаленное отношение. Ландскнехты, которые слетелись в город как мухи на мед, из разных городов России, но почему-то в особенности из Томска. Вслед за бывшим мэром Томска Николайчуком приехала куча людей, которых он здесь трудоустроил, которые тут и создают настроение конфликта. В общем, для Севастополя ситуация достаточно ранимая.

Потому что человек, которого полюбили и которому поверили, не стремится расширять круг своего общения. Он испытывает, как говорил Гавриил Попов в начале 90-х, «конкретные проблемы» от того, что его одолевают просители, ходатаи. Это – одна из причин, по которой он подал в отставку из губернаторов: он не хотел тратить свое время на всякие разговоры о канализации и водопроводе.

Другое дело, мне бы хотелось, чтобы он приносил пользу Севастополю, а не создавал проблемы. Двух Алкивиадов, как говорили греки, Афины бы не выдержали. С этой же проблемой столкнулись Чалый и Севастополь. Но он идет в депутаты и станет им. Рейтинг «ЕР» падает, но его хватит, чтобы Чалый, даже не прилагая никаких усилий, стал депутатом. Другое дело, я не уверен, станет ли он депутатствовать в принципе.

Он проведет в заксобрание своих сторонников и будет располагать в нем влиянием. Как он его употребит – вопрос будущего. Я, больше того, уверен, что он в собрание и не собирался. Он слишком ценит свое время. Он хотел провести в собрание свою группу и этого добился. Он, судя по всему, имел далеко идущий замысел вернуть себе пост губернатора города. Но уже после выборов и на их основании.

Он, кстати говоря, совершил ошибку. Будучи во главе исполнительной власти, он согласовал такой вариант устава, который предполагает двухступенчатые выборы губернатора. Не прямые выборы всем населением, что было бы логичнее.

Если бы он в свое время не играл в эти игры, а настоял на прямых выборах губернатора, ситуация для него была бы гораздо более выгодной. Он, безусловно, наиболее рейтинговый политик Севастополя. Но он полагал, что может поступать, как хочет, а теперь напоролся на грабли.