Группа исследователей из университета Нагои, Япония, возглавляемая Ясухиро Судзуки (Yasuhiro Suzuki), разработала компьютерные алгоритмы, при помощи которых компьютеры обретают способность самостоятельного творения произведений художественного искусства.
В основу этих алгоритмов легла закодированная исследователями последовательность исторического перехода от одного вида или направления изобразительного искусства к другому.
«Картины, которые создает наша программа, получаются путем комбинирования масштабирования, вращения, наложения и множества других приемов, использовавшихся во все времена в изобразительном искусстве» — рассказывает Ясухиро Судзуки, — «Принцип работы нашей программы весьма напоминает процесс биологического развития, благодаря которому некоторые черты родителей передаются их детям».
Исходным материалом для работы программы является одно из множества загруженных в ее базу изображений, среди которых множество картин известных и великих художников. Пользователю остается лишь выбрать вид или направление искусства, после чего программа начнет работать.
Алгоритмы программы могут видоизменять по-разному, разделяя изображение на фрагменты, накладывая эти фрагменты друг на друга или на другую картину, и даже внося в изображение абсолютно случайные элементы.
В процессе бесконечных преобразований программа анализирует и отбирает промежуточные изображения, которые, по ее мнению, максимально соответствуют выбранному пользователем направлению изобразительного искусства, демонстрируя эти изображения пользователю. Человек может вмешаться в этот процесс в любой момент, внести изменения в цветовую гамму, или полностью остановить процесс, получив на руки удовлетворяющий его результат.
Японские исследователи произвели испытаний свое программы, производя каждый раз 4800 этапов преобразований, используя разные наборы исходных изображений и заданий конечной цели.
В результате одного из таких преобразований из изображения листика клевера с четырьмя лепестками получилась показанная в начале картина, получившая название «A witch who looks to the distance». Из эскизного изображения ножниц программа создала затуманенный профиль женщины, поднявшей к лицу одну из своих рук.
У изобразительного искусства, отданного в руки компьютеров или роботов, есть свои сторонники и противники. «Алгоритмы не могут принести пользу в создании настоящих произведений искусства» — высказывает свою точку зрения Курт Ралске (Kurt Ralske), художник из Школы Музея изобразительного искусства в Бостоне, Массачусетс, — «Любое произведение искусства является отображением индивидуальности художника и зеркалом его души, того, чего полностью лишены компьютеры и алгоритмы.
Тем не менее, работа программных алгоритмов может стать источником подсказок, пользуясь которыми люди-художники будут создавать уникальные, необычные и красивейшие картины».
А японская команда, тем временем, занимается совершенствованием разработанных ими алгоритмов, пытаясь научить их создавать конечные картины, которые копируют стиль письма одного из великих художников.
Это делается путем «скармливания» программе всех произведений какого-либо художника, к примеру, Микеланджело, программа анализирует эти картины, выделяя общие их черты, использованные художественные приемы и другие признаки, которые будут использоваться позже в качестве фильтра для отбора результатов в процессе постоянного преобразования программой начального изображения.