Городские легенды Эрмитажа: герои и привидения

Гoсудaрствeнный музeй Эрмитaж

Гoсудaрствeнный музeй Эрмитaж в дeкaбрe oтмeчaeт 250-лeтний юбилeй.

O лeгeндax Зимнeгo двoрцa, вошедших в городскую мифологию, корреспонденту Александру Кудрявцеву рассказал известный исследователь фольклора северной столицы публицист Наум Синдаловский.

Крылатый Ленин и генералиссимус Вольтер

«По легенде, идея основать музей картин пришла императрице Екатерине II после того, как она бродила по покоям Зимнего дворца и невзначай обнаружила в кладовке картину «Снятие с креста». Сюжет среди живописцев был очень распространенным, и до этих пор точно неизвестно, чьей кисти принадлежала работа.

Есть версия, что это был шедевр знаменитого Рубенса, и императрица, впечатленная бесценной находкой, решила создать музей. Кстати, он долгое время оставался частным. Для горожан Эрмитаж стал доступен лишь с середины XIX века», — рассказывает поэт.

Музей для многих петербуржцев считается индикатором культурного уровня. Это нашло отражение даже в городских поговорках. «Если строить, то Эрмитаж», — говорят коренные петербуржцы, подразумевая положительный подход к работе, которую нужно сделать на образцово. А про гостей города, побывавших на выставках в Зимнем дворце, есть специальный термин: «эрмитажированный».

Немало петербургских анекдотов из коллекции писателя посвящено визитам в Эрмитаж партийных работников и «новых русских». И о тех, и о других персонажах разных исторических эпох устное народное творчество Северный столицы отзывается одинаково нелестно. Первые прославились незнанием мировой истории и частенько принимали бюст Вольтера за советского генералиссимуса.

А известную скульптуру «Грозящий Амур» неоднократно путали с «маленьким Лениным» и удивлялись, «откуда у него крылышки».

Эхо девяностых

«Впрочем, Вольтеру в Эрмитаже часто не везло. Он впал в немилость еще во времена Николая I, не любившего вольнодумцев. Когда царь увидел бюст философа в музее, он раздраженно бросил: «Уберите эту обезьяну», после чего бюст еще долго пылился в запасниках», — говорит Синдаловский.

В 1990-е годы городской фольклор наполнился многочисленными историями с участием знаковой фигуры времени: «нового русского». Эти персонажи тоже успели отметиться и в Зимнем дворце.

«Новый русский садится в Эрмитаже в кресло, к нему подбегает музейный работник: «Вы что, с ума сошли, это кресло Екатерины Великой!» — «Ну и что, она придет, я встану», — с улыбкой приводит Синдаловский типичные примеры эрмитажных анекдотов того времени. «Браток заходит в Эрмитаж и приговаривает: «Бедненько… бедненько… но чистенько».

А вот еще — «новый русский» выходит из Эрмитажа и вздыхает: «Никакого удовольствия, кроме эстетического!»».

«Призрак» в доспехах

Не обошел фольклор Петербурга и самих работников Эрмитажа. Типичного сотрудника музея за важность и вальяжность прозвали «эрмитажный барин». Строгих бабушек, грозно осаживающих смельчаков, пытающихся потрогать экспонаты, злые языки называют «пеньки».

Пожалуй, одним из самых легендарных героев Эрмитажа стал знаменитый оружейник, создатель и хранитель Рыцарского зала Леонид Тарасюк. В блокадную юность фанат творчества Александра Дюма создает комсомольский отряд «Ленинградские Д’Артаньяны» и тушит немецкие бомбы-зажигалки, затем уходит в армию, участвует в освобождении Венгрии и Чехословакии, а после войны устраивается работать в Эрмитаж.

Слывет эксцентриком, способным прийти на лекцию в шляпе и плаще мушкетера или пройтись по Невскому проспекту в рыцарских доспехах.

Видно, любовь к эпатажу и сделала его героем одной из ленинградских баек советских времен. «По одной из легенд, когда секретарь обкома выдавал замуж свою дочь, было решено взять из запасников Эрмитажа парадный золотой сервиз на 140 персон. Якобы оружейник узнал об этих возмутительных планах и решил защитить историческое наследие Екатерины Великой своими силами», — говорит исследователь фольклора.

Группа товарищей из Смольного прибыла в музей за сервизом поздней ночью. Пробиравшихся по тёмным коридорам коммунистов встретил вооруженный рыцарь в стальных доспехах. Побеспокоенный «призрак Эрмитажа» гулко шагал навстречу замершим от ужаса товарищам и недвусмысленно помахивал громадным мечом.

Но потом вышла промашка — по легенде, в те времена залы музея охраняли служебные овчарки. Одна из них и вцепилась в часть тела оружейника, не защищенную доспехами всадника. «Призрак» взвыл вполне человеческим голосом, и операция по спасению императорского сервиза оказалась провалена.