Бетельгейзе: Первое четкое изображение поверхности бегемота

Бeтeльгeйзe

Сaмoe рeзкoe кoгдa-либo пoлучeннoe изoбрaжeниe Бeтeльгeйзe пoкaзывaeт, кaк свeрxгигaнтскиe звeзды тeряют мaссу. Oткрывaя нaстoящee лицo бeгeмoтa на Очень Большом Телескопе Европейской Южной Обсерватории, две независимые команды астрономов получили наилучшие по резкости снимки звезды-сверхгиганта Бетельгейзе.

Эти открытия дают важную информацию, как такие мамонты теряют материал с такой огромной интенсивностью.

Бетельгейзе — вторая по яркости звезда в созвездии Ориона — красный сверхгигант, одна из самых больших известных нам звезд, почти в тысячу раз больше Солнца. Это также одна из звезд с самой громадный светимостью, излучая больше, чем 100 тысяч солнц.

По своему возрасту — всего несколько миллионов лет, Бетельгейзе уже приближается к концу жизни и скоро должна взорваться как сверхновая. Когда это случится, сверхновую можно будет легко видеть с Земли даже днем.

Красные сверхгиганты хранят множество загадок. Одна из них — что эти бегемоты теряют такое огромное количество материала. Две команды астрономов использовали Большой Телескоп (ОБТ) Европейской Южной Обсерватории и наиболее продвинутые технологии, с целью рассмотреть эту гигантскую звезду во всех подробностях. Их совместное исследование предполагает, что мы уже близко к ответу на долго стоявший вопрос.

Первая команда использовала инструмент адаптивной оптики, NACO, в сочетании с техникой «удачного изображения», чтобы получить самый достаточный снимок Бетельгейзе, даже несмотря на искажающее влияние атмосферы. С этим методом используются только самые резкие изображения, которые затем комбинируются, чтобы получить значительно более резкое результирующее изображение.

Результирующие снимки NACO почти достигли теоретического предела четкости, достигаемого на 8 метровом телескопе. Его разрешение составило 37 угловых миллисекунд, которые примерно равны размеру теннисного мячика в Международной Космической Станции, видимого с Земли. “Благодаря этим выдающимся изображениям, мы определили большой шлейф газа, излучаемого в космос с поверхности Бетельгейзе,” говорит Пьерре Кервелла (Pierre Kervella) из обсерватории Парижа, возглавлявший команду.

Он предполагает, что потеря массы происходит над полюсами гигантской звезды, возможно, вследствие вращения. Другая возможность — что шлейф создается крупномасштабными движениями газа внутри звезды, называемыми конвекцией — наподобие циркуляции воды в чайнике.

Чтобы придти к этому решению, астрономам потребовалось изучить бегемота в больших деталях. Чтобы сделать это, Келичи Охнака (Keiichi Ohnaka) из института Макса Паркет и его коллеги использовали интерферометрию.

С этим сверхразрешением, астрономы смогли рассмотреть детали в 4 раза меньшие, чем те, которые уже получили NACO (другимим словами, размерами с жемчужину на Международной Космической Станции, видимой с Земли).“Наши наблюдения с помощью AMBER – Бетельгейзе с самой высокой четкостью, которые когда-либо делались.

Эти исследования привели астрономов к предположению, что за выброс массы в космический шлейф несут ответственность крупномасштабные движения газа под красной поверхностью Бетельгейзе. Если бы Бетельгейзе был в центре Солнечной Системы, то простирался бы почти до орбиты Юпитера, поглотив Меркурий, Венеру, Землю и пояс астероидов.